Фёдоров Андрей Васильевич,

заместитель директора по ИТ,

учитель информатики и технологии

 

Эссе «Я учитель».

Как трудно человеку, которому роднее тишина железа и холод чисел, выразить свои мысли словами. Ну да попробуем…

Вольно или невольно, но, готовясь к написанию данного эссе, я просматривал материал: а что же там пишут другие? Кто-то мечтал с детства стать учителем, другие после школы выбрали педагогический институт. Я не отношусь ни к первым, ни ко вторым, но уже почти 14 лет – Я УЧИТЕЛЬ. Да-да, именно так, с гордостью, с большой буквы.

Со школьной скамьи моё отношение к учителям было немного боязливым, но уважительным (как-никак мама – учитель истории, хотя при мне уже не преподающая), и поэтому в школе стать учителем я и не мечтал. Я всегда любил и люблю «железо», машины – эту любовь мне привил отец, с ним я всегда пропадал в гараже, ремонтируя автомобили.

После школы я пошел по его стопам и поступил в Бурятскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности инженер-механик. Но ко времени окончания мной академии сельское хозяйство нашей республики пришло в упадок и найти работу по специальности было крайне трудно. Знания, которые дают в сельхозакадемии, глубокие и многогранные, поэтому некоторые мои однокурсники шли преподавать - кто физику, кто механику, а кто и историю. Я подумал: а почему бы и нет? Тем более в моей родной школе требовался учитель информатики. Информатика – отлично! В школьные годы я был победителем районной олимпиады по информатике и достойно выступил на республиканском туре.

Ну вот я и учитель! Но пока это только должность, но не состояние души.

  • уроков я не помню, учеников помню – уроки нет. У многих молодых учителей есть боязнь класса, аудитории. У меня такой боязни нет. В студенческие годы я принимал активное участие в художественной самодеятельности, и выступать перед аудиторией даже в две тысячи человек мне не впервой.

Вот так начались трудовые будни сельского учителя информатики.

Информатика - область науки, которая стремительно развивается, и мне, как транслятору этой области знаний, постоянно нужно быть в «тренде». На начальных порах ученики пытались проверить мой уровень знаний в «компьютерах», хотя их «багаж» обычно состоит из разряда игровой индустрии, в которой я даже не хотел с ними состязаться. Моя задача на первых порах состояла в том, чтоб объяснить ученикам: компьютер не игровая приставка, а очень мощный инструмент современного мира. Через какое-то время мне самому пришлось проходить повторное обучение для полного овладения «инструментом современного мира». Так я получил второе высшее образование, которое непосредственно связано с областью информационных технологий. Теперь я по образованию «информатик», именно такая специальность записана в моем новом дипломе (красном).

Я работаю уже не первый год, начинаю овладевать тонкостями профессии как в методическом плане, так и в воспитательном. В разных классах одну и ту же тему я могу провести по-разному: где-то больше теории, где-то практики. Помощь мне оказывают мои учителя: Покацкая Татьяна Андреевна, Алексеева Галина Фадеевна, Фёдоров Александр Мартемьянович и другие. Я расту, я превращаюсь в учителя.

  • беда, откуда не ждали» (правда, она оттуда всегда и приходит): наше правительство решило, что в школе должны работать специалисты только с педагогическим образованием, а если оного не имеешь, будь добр пройти курсы профессиональной переподготовки. Учиться мне не привыкать, я делаю третий заход за знаниями. И вот, через семь лет работы учителем, мне выдали документ, о том что я могу работать учителем. Спасибо!

Учитель никогда не станет настоящим учителем, пока он на себе не испытает все «прелести» классного руководства. Вот и я становлюсь классным руководителем 5 класса. Классная МАМА ПАПА. В нашей культуре образ учителя и классного руководителя неотъемлемо связан с образом женщины. В общении ученики классного руководителя между собой называют – «класснуха», учителя – «училка» - это все женский род, нет заменителя этим словам в мужском роде. Поэтому в разговорах учеников моего класса я звучал как «наш классный» - озвучивание должности. А может, это характеристика мне? Хотелось бы верить во второе. Я отвлекся, продолжим. Классное руководство – это отдельная тема, но без неё здесь нельзя. Количество учеников в классе доходило до 26 человек, учителя городских школ скажут: «Всего-то?». Для города это небольшой класс, но в масштабах сельской школы это много. Больше половины учеников – парни. С пятого по седьмой класс «хромает» дисциплина, учителя жалуются, проводятся родительские собрания, классные часы. Постепенно дети выросли и дисциплина нормализовалась. Школу закончили хорошо, многие учатся в высших учебных заведениях, иногда заходят в гости, значит, не совсем им надоел за семь лет.

В какой-то момент школа осталась без учителя технологии. Мастерские пустуют, у мальчиков не проводятся уроки. Я, как инженер-механик, решил параллельно попробовать себя на поприще учителя технологии. Уроки ведутся, рубанки строгают, пилы пилят; в районных олимпиадах по технологии учениками завоёвываются призовые места – все хорошо, но я не учитель технологии. Опять я не учитель! Нет документа, что я могу преподавать технологию. Я иду на четвертый заход и через некоторое время получаю удостоверение о профессиональной переподготовке как учитель технологии.

  • моя педагогическая карьера связана с тем, что я должен кому-то доказать, что я учитель. Единственное место, где я это не доказываю, – это урок. На уроке идет диалог двух заинтересованных сторон. Ученики могут и мне рассказать что-то новое о работе компьютера или телефона, о новинках программного обеспечения и его функционировании.

За эти годы я пришел к выводу: учитель только тогда может учить, пока он учится сам, остановившись лишь на момент, можно отстать и превратиться лишь в транслятора информации. Поэтому сегодня я нахожусь на пятом витке в получении нового образования.