Библиотечные уроки

ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ ( 1 класс)
Библиотечный урок беседа « Олимпийский праздник спорта» 3 -6 класс.
Командная конкурсная игра « Право - компас в бескрайнем общественном море» 7-9 класс  .


#ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ ( 1 класс)

 

 

Сценарий.

Библиотекарь:   Вступительное слово.

 

Знакомство с библиотекой.

Библиотекарь:  Сегодня вы станете читателями. Что же такое  библиотека? Это книгохранилище (показать на доске). Это слово пришло к нам в русский язык из греческого («библио» - книга, «тека» - хранилище. Но книги в библиотеке не только хранят - их выдают для чтения. Для этого в библиотеке есть абонемент, где выдают книги читать на дом, и читальный зал, где читают наиболее ценные книги, их не выдают на дом. Готовы ли вы стать читателями нашей библиотеки?

 

Библиотекарь: Пришла на праздник к вам я не одна, а со своими друзьями - литературными героями. Но двери нашей комнаты волшебные и откроются они для литературных героев, если вы отгадаете загадки:

Вы любите загадки? Да? Попробуйте отгадать мою:

         За окном гуляет вьюга,

         Чертит на окне узор.

         А мы в тепле с любимым другом

         Вели весь вечер разговор.

         Показывал он мне картинки,

         Ребячий лагерь, лес, костер.

         Взял я чернильную резинку,

         И с друга пятнышки все стер.

         Потом закладкой голубою

         Листы до завтра заложил.

         Взял друга бережно рукою

         И в шкаф на полку положил.

   -Кто этот друг? Угадали! Книга! (Двери открываются и входит Королева-книга).

 

Как делают книги?

Королева-книга: Здравствуйте, ребята! Я Королева-книга. Я хочу вам рассказать о том, как нелегко создавать книгу. Скажите, кто помогает книге выйти в светя? (редакторы, художники, рабочие типографии).

 

Приятно книжки прочитать.

А сделать их попробуй!

Искусство тонкое - печать

И требует учебы.

         Кто сделал книгу? Лесоруб?

         Завод древесной массы?

         Иль эта фабрика без труб,

         Где шрифт берут из кассы?

Бумагу сделали для нас

В бумажном комбинате,

Но разговор идет сейчас

О мастерах печати.

         Мы знаем славных мастеров,

         Печатающих книжки,

         А рядом с нами у станков

         Работают парнишки.

Один хороший паренек

Знаком со мною лично.

Он невелик и невысок

Но трудится отлично.

         Он предан делу всей душой,

         И посмотреть приятно,

         Как он командует большой

         Машиною печатной.

Хоть говорят, что ростом он

Не более аршина -

Ему послушна, точно слон,

Огромная машина.

         Работа сложная - печать.

         И всем рабочим цеха

         Должны мы счастья пожелать,

         Здоровья и успеха.

 

Королева-книга: Вот так в стихотворении С.Я.Маршак рассказал о том, как в типографиях делают книги, которые затем доставляются в магазины и библиотеки.

Библиотекарь: Королева-книга, на твое имя пришли телеграммы от тех литературных героев, которые не смогли приехать к нам на праздник. Давай мы с тобой зачитаем их ребятам, а они пусть отгадают кто их адресат.

(Читаем телеграммы, нарисованные на ватмане, листах, иллюстрированных из любимых детских книг, на обратной стороне телеграмм зачитываем слова, произносимые Мойдодыром, Бармалеем, Цаплями и лр. Дети отгадывают от кого телеграммы)

(Стук в дверь)

Незнайка: Почему-то обо мне

                   Знают все на свете,

                   Знают даже на Луне

                   Взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу,

Но скажу вам честно:

Что другим не по плечу

Мне давно известно.

         Ребята, вы меня узнали? Из какой я книжки? Кто ее написал? Я очень люблю рисовать, сочинять стихи и вообще делать много разных дел, но все мои хорошие начинания кончаются почему-то неудачей.

 

Игра - загадка «Незнайкины рисунки».

К вам на праздник я принес свои рисунки. Проверьте, все ли я правильно нарисовал, отгадайте, что перепутано в моих рисунках?

(Показывает рисунки, на которых изображены):

  • 1. Медведь несет в коробке вместо Маши - золотое яйцо.
  • 2. Буратино вместо ключика держит в руке аленький цветочек.
  • 3. Карлсон летит на метле.
  • 4. Три поросенка вместо строительных материалов везут на тележке золотую рыбку.
  • 5. Два жадных медвежонка нашли золотой ключик вместо головы сыра.

(Дети называют предметы, которые перепутал незнайка и сказку, из которой они.)

 

Библиотекарь: Незнайка, ты очень невнимательно читаешь книги, поэтому ты все перепутал. Теперь ты знаешь, какие сказки тебе надо перечитать, чтобы исправить все ошибки. У тебя есть эти книги? Я приглашаю тебя вместе с ребятами в библиотеку, чтобы взять книги, которые тебе нужны.

 

Как записаться в библиотеку?

Библиотекарь: Как стать читателем библиотеки? Для этого надо в нее записаться. Когда вы придете в библиотеку, я должна завести на вас читательский формуляр, в который записываются книги, которые вы будете брать для домашнего чтения.

Что же такое читательский формуляр? (Показывает  запись на доске, объясняет ее).

 

Правила обращения с книгой.

  • 1. Руки при чтении всегда должны быть чистыми.
  • 2. На улице беречь книгу от дождя и снега.
  • 3. Возвращать книгу в срок. Она выдается на две недели.
  • 4. Не рисовать, не писать ничего в книге.

 

Как выбрать книгу?

Библиотека - это книжный городок. Книги здесь живут в своих домиках - стеллажах. Здесь есть свои улицы (показывает на пространство между стеллажами). Этот домик - стеллаж для 1 класса. Книги в домике живут - каждая семья в своей квартире, но квартира имеет не цифровой, а буквенный знак: А, Б, В ... и т.д. Каждая квартира разделена полочным разделителем, за которым стоят книги, фамилия автора которых начинается с данной буквы.

Библиотекарь: Вот вы и познакомились с нашей библиотекой, с правилами пользования, с правилами обращения с книгой, узнали как найти и выбрать книгу.

А теперь получите свои формуляры, распишитесь в них, выберите книги, подойдите к столу записи, библиотечный актив выдаст вам книги на дом.

Поздравляем вас! Сегодня вы стали читателями.

 



«Случай с домовым Кузей и Кикиморой произошедший в библиотеке».  
( с элементами театрализованного представления). 1-2 класс.

 Цель:

Первое знакомство с школьной библиотекой. На уроке даются понятия - библиотека, абонемент  ,читальный зал,  формуляр, срок возврата книги, объясняются правила пользования книгами и их местонахождением.

 В  конце урока ребята закрепляют услышанное, получают приятные сладости от Кузи и закладку - напоминание о библиотеке.

Кикимора была в зеленом  парике с наклеенными зелеными ногтями, с зеленым  макияжем, в зеленом платье и пластмассовым цветком на шее, зеленых колготках. Домовой  -в парике, с веснушками, русской рубашке и.т.д.    Дети искренне верят в сказку и хорошо усваивают, как нужно делать, а как нельзя.

Отрывок ( полностью в МСОШ №1 в школьной библиотеке).

Ребята, я по секрету вам скажу - в нашей библиотеке поселился домовой...

Самый настоящий домовенок Кузя. А   у вас есть домовой дома? ( дети отвечают)

Ребята! Он такой скромный,боязливый,его мало кто видит. Он все наблюдает,присматривается,все знает . Кузя! Кузенька! Выходи, ребята к нам в гости пришли, тебя зовут.

Библиотекарь: Кузя откуда же ты появился?

Кузя: Разве вы не знаете книжки  Татьяны Александровой   «Домовенок Кузя»? Я тамошний,,, А раз книга живет здесь, в библиотеке, значит, и я здесь живу. Вот она моя книжечка.

( Грохот падают книги)

Ой! Кажется, я здесь не один живу!

Библиотекарь: Ребята!  Кто -то у нас еще появился. Кто там прячется, выходите.

Кикимора: Я кикимора лесная,

Ничего то - я не знаю,

Нет другой мне радости,

Как сидеть в болотной  гадости...

Я не хотела, я просто решила глянуть одним глазком, куда ребята пошли.  и.т.д.   

 

 


  « Строение  книги .Как рождается книга  .»

Цель: познакомить учеников с структурой книги, научить правильно выбирать книгу.

Обложка

У меня в руках книга. Что мы видим?

Правильно. Это обложка или переплет

Для чего она нужна?

1. Обложка защищает книгу  , от повреждения, придает ей нарядный вид.

2. Подскажет тебе, кто написал книгу, как она называется.

3. Рисунок  поможет догадаться. о чем  пойдет речь, с какими    героями ты встретишься. и.т.д.       

 

 

 


# Библиотечный урок беседа « Олимпийский праздник спорта» 3 -6 класс.

 

Цель; Довести  до пользователей  величие мирового олимпийского движения, его роль  в сохранение мира среди народов нашей Земли. О значении выдающихся достижений спортсменов нашего отечества. Узнать историю и традиции олимпийских игр. Современные олимпийские игры ,параолимпизм.   Олимпийские игры Сочи в 2014 году.

Зачем проводились олимпийские игры?

Наверное тут нельзя исключать, как простое улучшение физического состояния жителей государства. К тому же люди в те далекие времена часто воевали. Известно что греки скоро осознали что игры помогают им  не только приобретать хорошую физическую форму для войны, но и хорошо дружить - регулярно встречаться, общаться между собой, т.е. Олимпийские игры способствовали разрушению образа врага. К тому они знали что нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физическими упражнениями хотя бы для себя. 

И. т.д.




# Командная конкурсная игра « Право - компас в бескрайнем общественном море» 

7-9 класс  .

Цель научить ориентироваться в правовых ситуациях.

1 ведущий:  Дорогие друзья! Сегодня мы проведем конкурс знатоков права. Эта тема выбрана не случайно. Представьте себе человека, заблудившегося в лесу в лесу. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Если же нет то заблудившемуся придется уповать на случай.

2 ведущий: Так вот, право - тоже компас. Оно показывает всем людям правильные пути, дает свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных обществом. На сколько вы умеете ориентироваться в правовых ситуациях, попытаемся выяснить сегодня.

1 тур « Отгадай загадку»

Вопрос первой команде:  В какой сказке должностное лицо, присвоило заработную плату трудящегося, а последний, учинив самосуд, нанес работодателю тяжелые телесные повреждения? (А.С. Пушкин « Сказка о попе и его работнике Балде).

и.тд.

2 тур « Сегодняшний день права»

Командам задаются вопросы, команда ответившая наиболее точно, получает дополнительный балл.

1. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие законодательную область общественных отношений ( уголовный кодекс)

2. Какой законодательный документ, предусматривает порядок приема и перевода на другое рабочее место, порядок увольнения ,продолжительность  трудового дня ,вопросы оплаты труда и предоставление отпуска (Кодекс законов о труде Р.Ф.) и.т.д.

Также  в сценарии есть вопросы касающиеся прав ребенка Н- Р-

В какой сказке и кто нарушает права малышей спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяевами? ( Три поросенка, нарушает волк). и.т.д

.В последнем 5  туре ученикам предлагается выступить в роли судей и определить ответчиков в ряде преступлений.   и. т. д.